статья
Настоящее и будущее «Гаража»
Как новое место жительства изменит деятельность Музея современного искусства?
Планы молодых художников:
за кем стоит следить
в 2015 году
Сolta выбрала 11 молодых российских художников и творческих объединений, которые меняют художественный мир прямо сейчас и за чьими работами стоит следить в 2015 году.
Группировка ЗИП
Группа краснодарских художников «ЗИП» ведут активную деятельность не только у себя в регионе, где создали самопровозглашенный институт современного искусства, резиденцию для художников и кураторов (за что, кстати, получили премию «Инновация» в прошлом году), художественную школу для взрослых и детей, проводят городские фестивали и выездные летние лагеря к морю, но и участвуют в московких, питерских и европейских выставках. Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич и братья Субботины создают масштабные объекты и инсталляции, иногда это нереализованные идеи авангардных построек, иногда это утопический проект города или модель свободного государства для художников, часто — о детерриторизации искусства, часто — о самоорганизации, всегда романтика, всегда юмор. В планах у группы на лето: тотальная инсталляция в галерее XL и проект «В пути» — исследование художественной среды в разных городах России. «Первое путешествие с передвижной выставкой мы совершили в город Армавир. Нам очень понравилась среда в городе, мы познакомились с художниками, изучили местный контекст и сделали выставку во «Дворце культуры». Потом у нас появился автомобиль Volkswagen Transporter 1981 года. Теперь нам не нужно выставочное пространство, ЗИП-мобиль раскладывается в выставку и каждый раз она может принимать разные комбинации», — рассказывает Степан Субботин. Задача передвижного проекта — коммуникация и обмен опытом с другими художниками и институциями, вовлечение зрителя, взаимодействие с городским и природным ландшафтом.
Полина Канис
Полина Канис — видеохудожник, выпускница школы им. Родченко, лауреат премии Кандинского (2011). Полина работает с темами виктимности и женского послушания, добровольном выборе насилия, культурными стереотипами и социальными моделями подчинения, всегда выступая главным героем построенных мизансцен и главным объектом власти. Автор экспериментирует на себе, примеряя различные категории жертвы, например, жертвы изнасилования в музее («Музей») или мойщицы мужских ног («Очищение»). В этом смысле, Полина Канис создает не видео, а документацию перфоманса в чистом виде. «Сейчас я полностью поглощена работой над новым видео, и, соответственно, последующей выставкой. В июне планирую съемку, а осенью выставку», — сообщает художник. По словам Полины, она постоянно переписывает сценарий. «В моем случае, сценарий может редактироваться вплоть до момента съемок. Единственное, что пока остается неизменным, — это то, что действие будет проходить в доме, служащим местом содержания людей с потерей памяти, да и это впоследствии может измениться». Новое видео будет снято в новом формате — композиция будет сложнее и состоять из нескольких сцен.
Илья Долгов
Илья Долгов — представитель так называемой «воронежской волны», лауреат премии «Инновация» в категории «Региональный проект» (2012). Илья занимается исследованием отношений человека и природы и возможности познания множества природных сущностей, делая это деликатно, без хтонической Гекаты и мистического Меркурия, опираясь на любимых авторов Гете, Аристотеля, Геккеля, Томпсона, Раменского. Собственно, летом в галерее Х.Л.А.М. (Воронеж) Долгов открывает достаточно дневниковую и аутичную выставку про «любимых изучателей природы и собственного понимания их поисков. Чтобы не было скучно, все будет по веб-панку», — успокаивает Илья. Также летом художника можно увидеть в музее-заповеднике Дивногорье, где планируется перформативная экскурсия, дискуссии и работа про местные цветы. В конце года в галерее «Пересветов переулок» в рамках программы «Только бумага» (кураторы — Елена Селина и Лариса Гринберг) Илья представит новый обширный массив рисунков из серии «Гербарий» плюс исследование про штудии растительного покрова (ключевое слово «покров») — от Дюрера до фитоценологии. И конечно, помимо выставочных проектов, Илья делает «Лесную газету» — чистый, четкий, исследовательский проект, 6 предыдущих выпусков которого были посвящены зарослям и ряби, разрезам, осколкам, сгусткам, пустоши, дыби. До конца года нужно выпустить еще 3 номера.
Антонина Баевер
Антонина Баевер — видеохудожник, куратор, выпускница школы им. Родченко. Тоня экспериментирует с видеоязыком и различными форматами, исследуя социальное и артикулируя позицию художника, то есть себя. Хороший пример — дипломный проект о попытке купить дипломный проект: Тоня исследует рынок «дипломов на заказ» и пытается купить дипломную работу, встроенную в институциональный контекст и, к сожалению, не находит такого предложения. Более того, Тоня еще и преподает краткую историю видеоарта в ГЦСИ и ММАМ и является несменным членом группировки art_buzz — язвительного блога, шутки которого понятны всем 150 членам московской тусовки, но бывает, правда, смешно. В июле у Тони открывается первая персональная выставка в ММСИ (Тверской бул-р, 9), где помимо ожидаемого видео будут объекты и граффити. Кроме этого, Тоня снимает фильм про художников: «Не могу раскрывать подробности, но, думаю, это будет краткая история небольшого сегмента российского искусства (с моей субъективной точки зрения)». В планах курирование выставки про этические границы художественного высказывания. Предыдущая выставка «Москва. Барокко. 2014» была про этику через эстетику, а предстоящая будет про формирование эстетики исключительно через этику.
Аслан Гайсумов
Аслан Гайсумов — молодой художник, проживающий в Грозном, выпускник ИПСИ. Аслан делает видео, объекты, инсталляции, центральное место во всех работах занимает история Чечни и события, которые происходят в республике последние 20 лет. В рамках параллельной программы Венецианской биеннале художник участвует в выставке стеклянного магната Glasstress Gotika, где представит работу о миграции культуры, состоящую из двух частей: видео и объекты. «В видеоработе я воспроизвел историю, которая случилась с моей семьей, когда мы уезжали из Грозного в деревню к моей бабушке — в одной «Волге» нас был 21 человек. Что касается объектов — по форме и размерам старых национальных чеченских кувшинов мы сделали новые из очень тонкого стекла», — рассказывает Аслан. В начале июня в Грозном в ЦСИ, по адресу: проспект В.В. Путина д. 20, откроется первая персональная выставка художника в Чечне. В сентябре работы Аслана можно будет увидеть в берлинской галерее Zink Gallery (на персональной выставке). А ближе к концу года художник будет работать над проектом в резиденции FLACC в Бельгии. В последнее время Аслан много работает с архивной информацией: документы, письма, фотографии. «Продолжая поиски Чечни, все лето я буду работать в архивах в Грузии», — говорит художник.
Кирилл Савченков
Кирилл Савченков начинал как скейтборд-фотограф, затем перешел к документальной фотографии (внушительный список публикаций), а после и вовсе расширил круг используемых медиа и занялся видео, аудиоинсталляциями и перфомативными практиками, — перешел от изображения к языку; выпускник школы им. Родченко. Кирилл исследует структуру ландшафта и окраины района, где проводит экскурсии, приближаясь к своему зрителю и слушателю. В широком смысле — художника занимает постсоветская идентичность и культурные войны. Фотографии Кирилла выглядят крайне сексуально и модно — в хорошем смысле слова. Сейчас Кирилл работает над реализацией большого проекта, связанного с пространствами окраин и его мифогеографией. В частности, художник работает над несколькими большими работами (видео, 3D-анимация, инсталляция, перформанс) и фотокнигой. «Мое внимание сейчас больше сконцентрировано на идентичности и вопросах, связанных с ее конструированием», — комментирует Кирилл. В скором времени будут опубликованы материалы и работа на платформе SVILOVA (шведская резиденция, онлайн-платформа и галерея). Также Кирилл планирует открыть выставку летом в Лондоне в галерее GRAD.
Группа Gandhi
Gandhi — женский стрит-арт проект из Санкт-Петербурга. Махатма Ганди — потому что он «реализовал в Индии массовую кампанию «сатьяграхи» — искусство политической борьбы, основаную на философии ненасилия», — сказано в описании Gandhi в фейсбуке. У группы подвижный состав и по законам герильи, захватчиков городской среды и практиков нелегальных трансгрессивных актов, группа выражает радикальный отказ от вовлеченности в культурный процесс и вписанности в художественную среду. Стены города — их рупор, трафарет — их инструмент. Девушки работают с социально-политической проблематикой: выступают против агрессии российской армии в Украине («Маленькая победоносная х...ня»), против гомофобных законов и в поддержку ЛГБТИК-движения («Когда нефть стечет»), против объективации женского тела («Меня скоро сотрут, а тебя?»), работают с темой трудовой миграции и феминизмом. Встретить их работы можно в Санкт-Петербруге, Омске и других городах.
Алексей Таруц
Алексей Таруц — московский видеохудожник, выпускник Открытой Школы «Манеж/МедиаАртЛаб». В прошлом занимался режиссурой и музыкой, в настоящий момент сконцентрировался на художественных практиках и работает с темой контроля и воспроизводимости власти. Участник выставки «Большие Надежды» в Манеже, где показал работу «Расширяя границы реального» — оммаж креативной индустрии и институциональная критика. В этом смысле, художника волнует тесное соседство, а порой и откровенный неприкрытый симбиоз креативной индустрии и искусства, также как и обязательная медиация в художественной среде и алгоритмика работы с кураторскими стратегиями. В самое ближайшее время Леша готовит презентацию нового видео в НИИ: месте, где регулярно проводятся модные вечеринки и есть громкая аудио система. «Это важно технически и концептуально, — комментирует Таруц. — Материалом для этого видео стала Недели моды в Манеже, где соединилось все: креативный бизнес, режимы праздности и контроля» (в планах показать это видео в Петербурге и Берлине). Летом художник планирует приступить к съемке мини-сериала о деромантизации власти, представлять которую автор планирует онлайн. А осенью — выставка в одной из московских галерей, где будут не только видеоработы, но и перфомативные практики с участием сотрудников охранных агентств.
Александра Сухарева
Александра Сухарева — выпускница ИПСИ, единственный русский художник, который был представлен на dOCUMENTA ‘13. Саша делает сложные и тонкие инсталляции, работает с психологией, мистицизмом, архивными данными, философией, теологией. В настоящее время продолжает исследование альтернативных религиозных доктрин блокадного Ленинграда (оккультных сообществ, психоаналитических практик, спиритических сеансов, частные случаи предсказания и другие неформализуемые виды знания). «В начале блокады жители Ленинграда пережили разложение ритуалов повседневности. В частности, молчание средств массовой информации в первые дни войны, породившее необходимость в альтернативных источниках понимания и конструирования своего настоящего. Современные способы потребления знаний, на мой взгляд, находят параллели с тем условием одновременного отсутствия конструктивной осведомленности (в 40-е — это сбои в радиовещании, скудность легитимных новостей с фронта и замена их слухами, предсказаниями, практиками гностического знания) и, одновременно, доступа к практически безграничному потоку знаков через альтернативные источники», — комментирует художник. Из ближайших планов — работа с АСИ (Агентство сингулярных исследований), независимым пространством для проведения различных художественных практик, основанное Станиславом Шурипой и Анной Титовой. В конце года Саша планирует презентацию Pink Sector (совместно с Анной Титовой) — проект, который начинался со спонтанных аудио-перфомансов в жанре «протопоп», а сейчас трансформировался до возможного радио-формата.
Ольга Житлина
Ольга Житлина — питерская художница, создает видео, объекты, медиапроекты; работает с социально-политической проблематикой и исследует феномен трудовой миграции в Росии, автор проекта «Агентство утопических новостей» на сайте OpenSpace.ru. В 2012 году получила премию фонда поддержки актуального искусства Henkel, выйдя на сцену за наградой, художница вручила президенту Henkel CEE кусок хозяйственного мыла, напомнив о Дне памяти жертв политических репрессий в России. В соавторстве с экспертом правозащитного центра «Мемориал» Андреем Якимовым, Давидом Тер-Оганьяном, Татьяной Александровой и Надеждой Воскресенской создала игру «Россия – страна возможностей» — о буднях трудовых имигрантов (коммуникация с полицией, работодателями, ФМС, правозащитыми организациями и националистами). В планах — открытие 1 мая совместно с Анной Терешкиной выставки в Петербурге, посвященной творчеству, труду, прекаритету и миграции. На открытии выставки планируется дискотека! Летом художницу можно увидеть в Лейпциге на выставке в институции под названием Бюро Культурных Переводов. «Тема выставки — культурный перевод, но она довольно обширная, возможно я сделаю новый выпуск утопических новостей», — рассказывает Ольга Житлина. «В августе мы с Эмили Ньюман будем проводить программу ТОКАМАК в Хельсинки».
Регистрируясь на этом проекте, вы подтверждаете, что вам больше 18 лет